Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Как мы себя ограничиваем?

Как мы себя ограничиваем?

 
Возможно, для многих это странный вопрос. Может быть, о своих ограничениях многие и не задумываются.
 
Ну, речь, конечно, не о том, что если рост у человека, допустим, 180 см, а не 230 см, то он не может запросто положить мяч в баскетбольную корзину, даже не подпрыгивая.
Это, конечно, ограничения, но не них речь. Это не про те ограничения, что солнце встаёт только на востоке и про смену времён года.
 
Я имею в виду те ограничения, которые заключаются в наших установках, что это я могу, а это не могу. Вот это мне можно, а это нельзя. Это правильно, а это неправильно. Ну и так далее.
Ограничения такого плана для нас настолько привычные, что мы даже и не задумываемся о них. А просто живём в них.
 
Часто за такими ограничениями скрывается такой известный психологический феномен как "выученная беспомощность".
Ну, для примера расскажу про вот такой любопытный эксперимент.
 
В аквариум, разделённый стеклянной перегородкой, поместили с одной стороны маленьких рыбок, а с другой — щуку.
Щука, естественно, пыталась съесть маленьких рыбок, но каждый раз натыкалась на прозрачную преграду.
В конце концов щука поняла, что рыбки недоступны для неё. И перестала биться в перегородку.
В этот момент экспериментаторы перегородку убрали.
 
И что же щука?
А ничего! Она плавала рядом с маленькими рыбками, от которых её больше ничего не отделяло, но плавала так, как будто барьер был на месте.
Она не пыталась больше охотиться на маленьких рыбок, потому что знала, что они ей недоступны! Они перестали для неё существовать.
 
Вот такое поведение щуки получило название "выученная беспомощность".
 
Или ещё занятный эксперимент.
Блох сажают в стеклянную банку, закрытую крышкой. Известно, что блохи очень прыгучие.
И, если бы не крышка, они с лёгкостью повыпрыгивали бы из банки.
Они и пытались. Но каждый раз ударялись в крышку.
А потом крышку с банки сняли…
И что же вы думаете? Блохи продолжали прыгать. Но ровно на ту высоту, на которой прежде была крышка. И из банки не выпрыгивали.
 
Вот такие любопытные эксперименты…
 
Как вы думаете, мои уважаемые читатели, похоже ли это на наше поведение? Социлоги говорят, что похоже.
 
Мы так же, "поударявшись в стеклянную перегородку", перестаём её замечать, а живём в таком "ограниченном" мире, где преград нет, а для нас они есть.
 
Ну, например, маленький ребёнок, который учится рисовать и у которого получается это по-детски, слыша от авторитетного взрослого, что "фиговатенько у тебя получается" и "ты не умеешь", понимает, что ну… не умеет.
И не рисует.
Хотя, если вдруг случайно что-то нарисует, то сразу понятно, что получается у него здорово.
Но в ответ на предложение нарисовать что-нибудь ещё или пойти в студию учиться или хотя бы просто в кружок рисования, отказывается — ну потому что не умеет он!
 
А потом, замысловатыми путями, перепробовав много разных занятий, уже выросший во взрослого ребёнок обнаруживает, что рисовать ему, оказывается, нравится больше всего. Оказывается, у него талант к этому делу. И поступает он в Суриковскую художественную академию, сдав вступительные экзамены одним из лучших… И начинает учиться среди тех, кто моложе его и кто закончил в отличие от него ещё и художественную школу.
Вот разве кто специально его ограничивал?
 
Такими ограничениями наполнена наша реальность.
Порой глядя со стороны просто удивляешься, почему человек не пользуется теми возможностями, что у него есть?
А для него — их нет, как для той щуки…
И это грустно.
 
И получается, наша задача снимать с себя те шоры, которые волей обстоятельств оказались на нас надетыми.
Да, это работа на каждый день. И требует она упорства. И веры.
 
Или вот история Томаса Альвы Эдисона, всемирно известного изобретателя, инжененра и предпринимателя.
В школе маленький Эдисон проучился всего несколько месяцев. Его мать пригласили в школу и вручили ей письмо, где попросили её забрать сына из школы. Она в слезах пришла домой и сказала, что в школе отказываются учить Альву, потому что он слишком умный. Поэтому учила она его дома сама.
 
Будучи уже очень успешным и состоявшимся, Эдисон разбирал свои архивы и обнаружил то самое письмо, о котором со слезами рассказывала его мать, что учителя считают его слишком умным и поэтому не могут его учить.
Так вот, на самом деле в том письме было написано, что учителя отказываются учить такого дебила…
Заметьте, это про Эдисона!!
 
Томас Альва Эдисон имеет порядка 4-х тысяч патентов, зарегистрированных по всему миру. Одна только лампа накаливания с угольной нитью чего стоит! А ещё фонограф, угольная телефонная мембрана, угольный микрофон и ещё много-много всего… А скажи ему мать тогда, что он дебил… И где бы он был?
 
А всем известная история, как посредственно учился в школе Альберт Эйнштейн? Да-да, тот самый, что автор теории относительности, которая перевернула представление о мире не только его современников, но и продолжает переворачивать до сих пор.
 
Достаточно сказать, что предположение Эйнштейна, сделанное в рамках теории относительности, о существовании гравитационных волн, достоверно подтверждено учёными лишь несколько месяцев назад.
 
То есть в то время, когда Эйнштейн высказывал свои концепции, которые образуют фундамент современной физики, в них не верил практически никто.
А теперь они многократно подтверждены экспериментами.
 
Были ли ограничения у Эйнштейна? Наверное, были.
Как есть они у всех людей.
У кого в чём. У кого больше, у кого меньше. Но у всех есть.
 
Так к чему это я? К тому, что ограничения в которых мы себя держим, вовсе не являются объективными.
Просто мы в них верим.
Поэтому они нас и ограничивают
 
А если принять тот факт, что мир вокруг нас бесконечно разнообразен и наши личные представления о нём не являются всеобъемлющими?
 
Тогда придётся вспомнить о том, что Карл Роджерс называл "открытость опыту"!
И это значит, что придётся ловить себя на том, что когда хочется отмахнуться и сказать "Вот бред какой, так не бывает", разрешать непонятному для нас тоже быть. И, возможно, это поспособствует тому, что видеть мы начнём шире, слышать тоньше и больше, чувствовать и ощущать богатство нюансов.И понимать и реализовывать свои возможности полнее.
Чего я нам всем от всей души желаю!
 

 

Спасибо вам за ваше внимание! 
С удовольствием отвечу на ваши вопросы. 

Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии
 
На мою консультацию можно записаться здесь

 http://www.b17.ru/balakhonskaya/#consultation    

 

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*